Блехер Леонид - Дюма - Три Мушкетера
Леонид Блехер
Дюма: Три мушкетера
Так вот, если специалист по социальной психологии или социологии читает
этот роман, то обращает внимание на то, как здорово описаны и применены
характеры четырех друзей. По сути, они представляют собой качества или
составляющие сверхдеятельной, результативной и эффективной личности.
Один из них - это воплощение нравственных ценностей, безупречной морали
и правильного поведения.
Другой - воплощение силы и нерассуждающей, абсолютной верности.
Третий - это совершенный комбинаторный и аналитический разум и хитрость.
И, наконец, четвертый - это объединяющая всех и вся, невероятная воля,
воля как в полагании цели, так и в её достижении.
В сверхличности, которую и представляют эти четыре друга, все эти
качества на месте и каждое качество достигает своего абсолютного развития.
Hа читателей это сочетание оказывает просто магическое действие.
Подсознательно они чувствуют, что именно такая личность непобедима и
совершенна. Причем такая личность, каждое из качеств которой есть тоже как
бы личность, т.е., в достаточной степени и автономная, но также и
прилаженная к другой такой же.
При этом никто не замечает, что Дюма, со свойственной блестящему
галльскому уму иронией, не преминул четко указать, что - первый -
хронический, совершенно безвольный алкоголик; - второй - глуп и туп как
пробка; - третий никогда и никому в здравом уме и твердой памяти не
говорит правду и всегда одинок; - а четвертый - манипулирует всеми, кто
ему попадается, включая и своих друзей, и за достижение своей цели бабушку
родную готов если не продать, то уж использовать как ему заблагорассудится.
Далее можно с этой точки зрения разобрать все ситуации и задачи,
которые приходится решать этой личности. Дюма декларирует (и в общем
показывает), что никто не может противостоять такому сочетанию качеств
личности. Эта личность, как кристалл, поворачивается то одной, то другой
стороной. Hо и государство, и спецслужбы, и злодейские злодеи просто
отступают перед этим сверхсуществом. Она же, эта личность - одновременно и
идеальная группа.
Философское и социальное значение этого романа значительно больше, чем
принято считать. Оно, это значение, как всегда у Дюма, не выпирает, как у
какого-нибудь неуклюжего немца, даже и такого великого, как, скажем, Гёте.
А, напротив, идеи смягчаются занимательнейшим сюжетом, искромётными
диалогами (знаменитая "дюмовская" короткая строка), великолепным юмором и
проч.
...Вот интересно, почему ничего подобного не было у англичан? Вроде
самый свободный народ нашего мира, самая развитая и глубокая литература -
а вот поди ж ты, уступили каким-то лягушатникам... :)
Можно было бы теперь показать, почему провалился роман "Двадцать лет
спустя". А может, и не провалился, а просто Дюма захотел показать, что
человек, такой, как он может быть в своем высочайшем развитии, не может
долго быть таким, он _портится_ и противоречит сам себе, раздваивается и
рефлектирует.
Что касается "Виконта де Бражелона", то тут, очевидно, Дюма ставил себе
другую задачу. Hо это уже совсем другая история.
Я только хочу отметить отличный поворот в "Виконте", когда
монархический принцип в лице Атоса восстает против самого монарха, и
оказывается, что принцип сильнее любого своего воплощения, и существует
как бы более реально, чем это воплощение.
Такие дела. Вот об этом приблизительно и написала Галя Башкирова,
незадолго до своей болезни и безвременной смерти. Мне об этом рассказал её
близкий друг, психолог и